"Дальняя рука" наших истребителей, или авиационные средства поражения оперативно-тактической авиации ВКС
"Дальняя рука" наших истребителей, или авиационные средства поражения оперативно-тактической авиации ВКС. Настоящее, и теоретическая перспектива развития.
В этом тексте, речь пойдёт об отечественном ракетном вооружении класса "воздух-поверхность". На данный момент, в зоне СВО наши истребители используют такие ракеты как Х-59, Х-35, и новую Х-69, которая разрабатывалась для размещения во внутренних отсеках истребителя 5-го поколения Су-57. Это хорошие дозвуковые ракеты, которые уничтожили достаточное количество вражеских целей. Неоднократный объективный контроль с БпЛА не даст соврать. А противокорабельная Х-35 в версии с пассивной ГСН стала "грозой" таких радаров ВСУ как П-18. Однако, время идёт, и прогресс не стоит на месте. Тем более в ходе военного конфликта, в котором задействованы самые передовые системы вооружений не только ударного, но и оборонительного контура. Противник же, со своей стороны использует с бортов самолётов крылатые ракеты семейства Storm Shadow. Заявленная максимальная дальность этой ракеты до 560 км. Для наших вышеперечисленных ракет, цифры из открытых источников примерно такие: 260-285 км для Х-35/59 соответственно, и 290 км для Х-69. Тут надо отметить, что это ни в коем случае не сравнение, а обозначение того, что есть у нас, и что есть у врага. Потому как наша самая тяжёлая Х-59 намного легче Storm Shadow и меньше по габаритам, летает не так далеко и имеет БЧ меньшей массы. Это не ракеты одного класса.
В ходе СВО задачи по поражению целей расположенных на дальностях 300-500 км и дальше решают такие ударные комплексы как "Искандер", "Бастион", крылатые ракеты морского базирование "Калибр", новый "Циркон", а также авиационные Х-101/555, "Кинжал", Х-22/32 относительно большой дальности.
Потенциальный плюс наличия ракет "паритетной дальности" на внешней подвеске наших истребителей это прежде всего гибкость применения и меньшая стоимость по сравнению с тем, что сейчас летает на вышеперечисленные дальности. Самолёт может некоторое время находится в воздухе на боевом дежурстве, и в случае поступления команды долететь до любой точки близ линии фронта (в том числе над морем) и совершить запуск в глубину территории противника. Дальность обнаружения и время реакции на маловысотную цель средствами ПВО/ПРО много меньше чем на баллистическую. В особенности, когда эта ракета ещё и может развить скорость в пару-тройку махов.
Вот несколько теоретических примеров оснащения оперативно-тактической авиации такими средствами.
Начнём немного издали, а точнее с Индии. Именно так.
Как всем известно, там имеется парк истребителей Су-30МКИ, которые относительно недавно были оснащены сверхзвуковыми противокорабельными ракетами BrahMos совместной российско-индийской разработки. Данная ракета является модификацией экспортного "Оникса" (Яхонт). Индийцы эту ракету модернизировали, и на испытаниях при запуске с самолёта смогли поразить цель на дальности свыше 400 км. Ракета имеет высокую сверхзвуковую скорость полёта на всей траектории полёта. Интересно здесь то, что впервые концепция применения "Оникса" с истребителя Су-33 была разработана у нас. Есть даже фотографии с тех времён. Но тогда это оказалось никому не нужно в силу политической и экономической обстановки. Согласно данным из открытых источников, последняя модификация "Оникс-М" способна поражать цели в случае применения с БРК "Бастион" на дальности до 800 км. Можно только догадываться, какой будет примерная дальность в случае запуска ракеты с воздушного носителя. К этому надо вернуться, и продолжить начатую когда-то работу.