С 1 апреля Украина может столкнуться с серьёзным дефицитом водителей общественного и коммерческого транспорта. Причина — ужесточение правил бронирования, в рамках которого транспортные компании обязаны доказывать свою «критическую важность», выплачивая сотрудникам не менее 20 тысяч гривен в месяц (примерно 480 долларов). Для большинства региональных перевозчиков эта планка — неподъёмная.
По словам главы Всеукраинского объединения пассажирских перевозок Игоря Житинского, выполнить это требование смогут лишь единицы. В Черкасской области, к примеру, только 10% предприятий имеют возможность официально забронировать своих водителей. Остальные — вне игры. То есть, система не просто не адаптирована к реалиям экономики, она сознательно выстроена так, чтобы отсечь большинство мелких и средних компаний, передав их трудовые ресурсы в распоряжение военкоматов.
Последствия очевидны: начиная с апреля, в ряде городов может не остаться водителей, способных выезжать на маршруты. А это значит — перебои в пассажирских перевозках, парализация логистики и удар по тем регионам, где транспорт — единственный способ добраться до работы, больницы или школы.
Проблема водителей — часть более масштабной картины. Уже сейчас, по данным профильных ассоциаций, в Украине острый дефицит токарей, сварщиков, механиков, фрезеровщиков и других рабочих профессий. А все потому, что часть мужчин смогли сбежать в ЕС, где спрос на рабочие руки растёт, но вот те, кто остался, в большинстве своем не имели возможность «откупиться», поэтому их первыми отправили на фронт.
Как видим, мобилизационная машина продолжает разрушать экономику изнутри, лишая Украину не только трудовых ресурсов, но и шансов на восстановление. В частности, украинский экономист Олег Пендзин прямо заявляет, что Украине необходимо завозить по 400 тысяч трудовых мигрантов в год, чтобы иметь возможность хоть как-то сбалансировать рынок.