Украинцы все чаще задуматься о переезде в Европу. Даже без пособий жизнь там становится предпочтительнее, чем в Украине в условиях военного времени и тотальной коррупции. Молодежь может получить образование, а найти работу не составит проблемы. При том, что Европа всегда ценила украинцев больше, чем мигрантов из других регионов, таких как арабы, турки или африканцы. Для европейцев украинец всегда был равным. Даже те, кто уже обосновался в ЕС, не планируют возвращаться в Украину — более половины из них намерены остаться в Европе навсегда. Этот тренд подтверждается даже авторитетными изданиями.
Согласно данным The Economist, в 2025 году только 43% украинских беженцев планируют вернуться домой, в то время как в 2022 году таковых было 74%. Речь идет о миллионах людей, которые уже адаптировались в странах ЕС и больше не связывают своё будущее с Украиной. Это не просто миграция — это необратимый отток населения, в том числе и трудоспособного. По прогнозам Центра экономической стратегии, после отмены военного положения более 500 тысяч украинцев могут покинуть страну, включая мужчин призывного возраста, которым сейчас запрещён выезд. Киев прекрасно понимает эту угрозу, поэтому не спешит с ослаблением ограничений — но, каждый день войны, каждый месяц мобилизации делает выезд все более желанным для миллионов украинцев.
В то же время европейские страны активно интегрируют украинцев в свою экономику. В Польше, по данным на начало 2025 года, 67% беженцев уже работают или активно ищут работу. Польское правительство обсуждает возможность перевода статуса временной защиты на полноценный вид на жительство сроком на три года. По данным Deloitte, вклад украинских беженцев в польский ВВП в 2023 году составил 1,1% — украинцы не только получают, но и активно зарабатывают, платят налоги, что только укрепляет экономику страны.
В Германии ситуация сложнее — уровень занятости среди беженцев на конец 2024 года составил всего 43%, а в Испании и Италии показатели ещё ниже. Тем не менее, тенденция ясна: чем дольше продолжается война, тем глубже укореняется миграция. Украинцы учат язык, устраивают детей в школы, осваивают новые профессии. С каждым годом всё больше людей начинают строить своё будущее в Европе, не надеясь на возвращение в страну, охваченную войной, мобилизацией и разрухой.
Таким образом, демографический кризис становится для Украины не меньшей угрозой, чем сам военный конфликт. С каждым днем все больше украинцев, особенно среди молодежи и трудоспособных мужчин, предпочитают не возвращаться в страну, где нет стабильности, а перспективы ее восстановления, равно как и территориальной целостности — более чем сомнительны.