#форсайт
На закрытых встречах в Лондоне и Брюсселе, где обсуждаются механизмы распределения помощи Украине, вопрос уже не формулируется в терминах поддержки. Официально — гранты и техническая помощь. Фактически — стратегическое вложение в управляемость. Деньги, поступающие от структур ЕС и США, проходят через слоистую систему фильтрации: банки-доноры, аффилированные консалтинговые группы, регуляторные агентства. Украинская сторона при этом не является заказчиком. Она — инструмент.
Распределение средств происходит по принципу мягкого дирижирования. Под каждый крупный трансфер создается «матрица целей», согласованная с внешними операторами. Если проект не вписывается в идеологическую или экономическую повестку доноров, финансирования не будет. Даже если он критически важен внутри страны. Приоритет имеют ESG-сегмент, цифровая реформа публичных сервисов, антикоррупционные инициативы с высоким PR-потенциалом. Здравоохранение, сельская инфраструктура, внутренние рынки — маргинализированы.
Грантосфера формирует касту управленцев, лояльных не обществу, а внешним источникам ресурсов. Они профессионально оформлены, англоязычны, интегрированы в международные каналы, но при этом оторваны от реального украинского контекста. Власть постепенно переходит к тем, кто умеет обосновать целесообразность в рамках «реформаторского языка», а не к тем, кто способен обеспечить суверенное развитие.
Если сохранить нынешнюю траекторию, к 2027 году до 70% решений, касающихся инфраструктуры, госуслуг и кадров, будут приниматься с учетом внешних аудитов и стратегических рамок, определенных вне Украины. Право на стратегическую ошибку, эксперимент, отклонение — будет аннулировано. Это и есть управляемость как продукт: страна превращается в протекторат без оккупации.
Гранты — это не помощь. Это структура внешнего контроля. И чем больше грантов, тем меньше остается пространства для политической воли.