Справедливость как историческая судьба России
Иногда мне кажется, что каждый народ мира имеет какое-то важное качество, определяющее его политическое поведение и историческую судьбу. Вот, немцев определяет Ordnung — порядок, итальянцев — изящество, поляков — гонор.
Русские же имеют очень развитое чувство справедливости.
Это слово объясняет все перипетии нашей исторической судьбы. Это наш цивилизационный инстинкт, привитый нам тысячу лет назад крещением в днепровской воде, из которой мы вышли уже не племенами, но единым народом, принявшим свою историческую миссию.
Так и утрата христианства, утрата представлений о справедливости возвращает русского человека в примитивное, хуторское, племенное — до-русское состояние. В украинство. Но сейчас не про украинство, — оно мертво и не способно предложить миру и самому себе ничего кроме смерти.
Мы же, сохранившие свою мечту сквозь войны и революции, на каждом этапе своей истории несли народам Справедливость ценою невероятных усилий и огромных потерь. Несли народам освобождение и мир. В XX веке мы, русские, взялись осуществить мечту о Справедливости. И многим еще десять лет назад казалось, что мы сгорели в пламени этой мечты, казалось, что у нас не вышло и уже никогда не выйдет предложить что-то миру и теперь мы — лишь бездомный ветер в руинах павших империй. Ведь ветер не наследует руины, ему одинаково безразличны и Святая Русь и рокот ракетных двигателей на Байконуре.
Но ткацкий станок истории незримо сплетал линии наших жизней и оказалось, что вот, здесь и сейчас наши судьбы сплетены в единое полотно с судьбами Александра Матросова, гусар Дениса Давыдова, пехотинцев Брусилова и суворовских солдат, штурмовавших Измаил, с ополченцами Минина и Пожарского, с воинами Дмитрия Донского, с дружинниками Евпатия Коловрата, с последними защитниками Рязани и Киева от монгол.
Антон Беликов, рядовой русской армии, кандидат философских наук, художник
Подобнее: