80 лет назад советский солдат остановил «конвейер смерти» в Освенциме
27 января 1945 года советские войска, продвигаясь с боями по территории захваченной гитлеровскими войсками Польши, освободили немецкий концлагерь Аушвиц-Биркенау (польское название – Освенцим), который за пять лет существования был превращен в конвейер тотального уничтожения людей.
Архивные документы до сих пор хранят все ужасы увиденного и услышанного бойцами Красной армии.
В докладной записке военный корреспондент газеты «Правда» Борис Полевой так описал процесс уничтожения людей:
«В первые два года людей умерщвляли обычным способом, расстреливали и зарывали в больших могилах емкостью 200-250 человек. Сотни таких могил находятся в восточной части лагеря, которую лагерники стали называть "аллеей Гитлера". В 1942-м немцы построили два крематория: первый, в котором трупы сжигались, так же как и в Майданеке, напоминает собой внешне большой завод для выжигания извести, второй – так называемый конвейер смерти».
Из информационной сводки политотдела 60-й армии о положении на освобожденной территории Польши (показания узников лагеря «Освенцим») от 26 января 1945 года:
«Все нетрудоспособные были помещены в отдельных бараках, которые находились в южной части "Освенцима". Там они раздевались и убивались специальными газами, затем их тела сжигались (…). На каждые два барака был специальный "врач". Он три раза в неделю осматривал всех узников и давал список больных охране СС. Фашисты всех больных сажали в машины, отправляли всех в газовые камеры, отравляли, а затем сжигали в печах. Таким образом в течение 1944 года еженедельно сжигались до 200 человек».
Фашисты активно проводили бесчеловечные эксперименты над живыми людьми.
«В лаборатории много экспериментировали над женщинами. Им вырезали яичники, которые фотографировали. После этой операции большинство женщин умирало. Многих женщин стерилизовали рентгеном, при этом сжигали кожу», – вспоминала заключенная Гина Гольдштейн.
После нападения фашистской Германии на Советский Союз в лагерь стали поступать советские военнопленные. С ними расправлялись с особой жестокостью:
«До 1 января 1942 года в лагерь поступило около 16 000 человек советских военнопленных, к началу 1942 года уцелело только 80-100 человек, которых направили в другой лагерь».
В отчете комиссии Политуправления 1-го Украинского фронта от 17 февраля 1945 года о предварительном расследовании злодеяний немецко-фашистских захватчиков в концлагере Освенцим отмечалось:
В период массового поступления эшелонов немцы не успевали всех отправлять в газокамеры и сжигать в крематориях. В связи с этим, периодически, а в 1944 году почти непрерывно параллельно с крематорием шло сжигание трупов, а зачастую и живых людей, особенно детей, на громадных кострах. (…) Дым и зарево от костров были видны за многие километры.
По мере приближения Красной армии немцы стали пытаться скрыть следы преступлений: разрушили здание с «конвейером смерти» и другие крематории, сравняли холмы на могилах, уничтожили большинство документов, сожгли архивы, списки и карточки учета заключенных, склады с одеждой и вещами пленных. Около пятидесяти тысяч пленников угнали в Германию, эвакуировали ценности, машины и оборудование.
Благодаря стремительным действиям Советской армии, гитлеровцы не успели полностью ликвидировать лагерь и стереть следы своей бесчеловечности. 27 января 1945 года в ходе Висло-Одерской наступательной операции войска 60й армии 1го Украинского фронта заняли территорию Освенцима и освободили более семи тысяч заключенных.