На днях в Таджикистане исламисты пытались совершить побег из Вахдатсткой колонии сторого режима, это всего в 20 км от столицы Душанбе

Сегодня, 11:34
Фото: bayraktar1070 / Telegram
Читать на сайте News-ukraine.ru

На днях в Таджикистане исламисты пытались совершить побег из Вахдатсткой колонии сторого режима, это всего в 20 км от столицы Душанбе. Значительную часть здесь составляют осужденные по политическим и террористическим статьям. В частности, содержатся члены запрещенных в России террористических организаций ИГ* и «Хизб ут-Тахрир»*, Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ)* и других.

Заключенные напали на охрану с самодельным ножами, троих сотрудников ранили. Сообщается, что в результате убито трое заключенных, однако на опубликованных фото их больше. На окрестных дорогах были выставлены посты - очевидно, что у радикалов могли быть сообщники за пределами «колючки».

Как утверждается, радикалы были связаны с ИГ* - на шапке одного из убитых характерная символика. Группировка пока не взяла на себя ответственность за произошедшее.

В прошлом году одновременно с «Крокусом» в Душанбе и Вахдате готовились теракты на праздник Навруз. Было задержано около 15 человек, большинство выходцы из Вахдата. Во время войны 1992-97 основная сила «вовчиков» концентрировалась именно в этом городе. Последний военный мятеж 2015 года, организованный бывшим замминистра обороны, случился там и в столице.

В 2019 году в этой же Вахдатской колонии произошел бунт гораздо крупнее и закончился он гибелью трех охранников и 29 заключенных. Тогда одним из зачинщиков был Бехруз Халимов — сын присоединившегося к ИГ* командира таджикского ОМОНа Гулмурода Халимова.

Причем не все из них убитых заключенных были «игиловцами». С несколькими, сами сторонники ИГ* зверски расправились вовремя бунта из-за внутренних идеологических конфликтов. Среди убитых было несколько членов «Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ)*, которую можно назвать исламистами «старой волны».

В годы гражданской войны 1992-1997 ПИВТ* входила в состав Объединённой таджикской оппозиции («вовчики» - от ваххабитов), противостоявшей Народному фронту (нынешнее правительство, «юрчики»). ПИВТ* после войны вошла в парламент и стала легальной партией. Однако в 2015 власти запретили ее по обвинению в терроризме. Однако офисы ее действуют в Берлине, Вене и в Варшаве, запросы в «интерпол» от таджикских властей игнорируются. Партия активно взаимодействует с международными неправительственными организациями Amnesty International, Human Rights Watch и др.

Многие члены ПИВТ оказались в Сирии в составе местного крыла «Аль-Каиды»*. "Звездой" после падения Асада стал Сайфиддин Тоджибоев. 13 лет назад он отправился воевать в Сирию вместе с родным братом. Был командиром военного крыла «Джамаат ат-Таухид валь-Джихад»* - те самые, что стоят за взрывом метро в Питере. Большинство членов организации являются выходцами из стран Средней Азии.

Власти новой Сирии теперь произвели Тоджибоева в полковники и назначали руководителем оперативного штаба Министерства обороны нового правительства.

Назначение на такой высокий военный пост иностранца из Таджикистана, а не местного араба – событие неординарное даже для такой турбулентной страны, как Сирия. Вывод прост - Таджибоев в недавних событиях проявил себя как эффективный военачальник в составе исламистов.

Выходцы из Средней Азии играли роль основной ударной силы в операциях против сил Асада еще в 2019-2020 годах. Это были не какие-то мелкие банды, а настоящие роты и батальоны, сформированные из жителей постсоветского пространства.

После падения Асада Таджибоев получил не только высокую должность, но и неформальную кличку «Президент» - которая намекает на его возможные амбиции в отношении исторической родины - в которой все неспокойно.

В Таджикистане только завершилось громкое дело о попытке госпереворота, фигуранты получили сроки от 18 до 27 лет, среди них экс-глава МИД республики. На носу парламентские выборы в марте, следуют громкие отставки "наверху" и новые назначения, не особо скрывается подготовка к «транзиту» верховной власти, который и так затянулся. Словом, шансом в данной бурлящей обстановке исламисты – неважно какие, непременно попробуют воспользоваться. У них помимо Афганистана есть теперь новые плацдармы.

С. Шилов


Популярные новости за сутки

Больше новостей на News-ukraine.ru