Биржевые аналитики предсказывают нефть по 200 за баррель в случае перекрытия Ираном Ормузского пролива. Естественно, перебои в поставках «черного золота» приведут к росту цен в странах-импортерах, их продукция станет менее конкурентоспособна. Отразится это и на торговой войне между США и Китаем.
В полное перекрытие пролива не верю, видится что это могут быть атаки на отдельные суда враждебных персам стран. Просто масштаб ударов будет гораздо выше, чем это делают хуситы. Естественно, это крайний шаг – Ирану пока не уничтожили ни экспортные терминалы нефти и газа и другую критически важную инфраструктуру. Но Штаты уже усиливают свою группировку в регионе. По мнению израильских аналитиков, разрушить расположенные под землей ядреные объекты Ирана возможно только с помощью США – у них есть на это тяжелые бомбардировщики и соответствующие глубинные бомбы. Пока все происходящее – сложная мозаика из сдержек и противовесов.
Однако полное перекрытие Ормузского пролива ударит прежде всего по главному сопернику США – Китаю. Видно, что архитекторы этой войны готовились к этому варианту.
Вопрос не столько в поставках нефти из Ирана. Да, Китай является ее основным покупателем (свыше 90%), но Поднебесная справится и без нее - иранская нефть составляет 15% импорта всех энергоносителей. Причина в другом. Почти три четверти потребляемой Китаем нефти импортируется из разных стран мира, львиная доля идет через Ближний Восток. А в регион через пролив идут взамен китайские товары. Товарооборот между странами региона достиг $385 млрд, превысив объёмы торговли с ЕС и США.
С 2001 по 2022 экспорт нефти из Персидского залива в США упал на 72%, в ЕС — на 37%. В это же время экспорт в Китай вырос на 800% — он теперь потребляет 55% нефти залива. И удар по Ормузской артерии – это двойной удар по китайской экономике.
Штаты стали энергетически независимыми, а Китай — зависимым от импорта. Вспомните, как Трамп объявил компанию «Бури, детка, бури!» для своих нефтедобытчиков. Все это только шаг в подготовке к переделу рынков и столкновению с Китаем.
Поднебесная тоже готовится. Не надо думать, что там слепые. В то время как на нефть приходится 40% энергии, используемой в Соединённых Штатах, в Китае она составляет лишь около 20% от общего объёма энергопотребления.
Китай массово переходит на электромобили. Для питания этих авто используется уголь — Китай является крупнейшим в мире его производителем и потребителем, солнечных батареи и ветряных турбин. Большую часть нефти Китай использует для производства солярки и в химической промышленности страны - крупнейшей в мире.
Создавал ли Китай запасы нефти на случай войны и перебоя поставок? Да, причем активно в течение последних лет. Особенно на фоне кризиса в строительной отрасли – многие компании начали строить нефтехранилища. Резервы Китая на данный момент оцениваются в размере более чем трехмесячного импорта нефти.
Краткосрочные колебания цен и перебои с поставками Поднебесная спокойно перенесет. Но в затяжной ближневосточной войне она пострадает гораздо больше, чем Штаты.
Поэтому вопрос не в нефти из Ирана – эти поставки заместят другие страны-экспортеры. Но это при условии, что Ормузский пролив будет открыт и нефть будет течь по этой артерии. И вопрос, как будут обстоять дела с китайской экономикой, если режим в Иране сменится на проамериканский. Пример Украины как транзитера энергоносителей для Европы показателен.
С. Шилов