Андрей Филатов: Похоронщикам танков ответ от Василия Павлова
Похоронщикам танков ответ от Василия Павлова.
https://www.kommersant.ru/doc/8380069
Рассуждая о роли танковых войск в современной войне, хочешь-не хочешь приходится обращаться к сирийскому опыту.
Некоторое время назад, особенно после начала Чеченской кампании, активно высказывалось мнение, что танки принципиально невозможно применять в городе. Что их время прошло. Впрочем, фраза их время прошло звучала и раньше сперва при появлении гранатометов, потом после ПТУР. Каждый виток развития противотанковых средств сопровождался разговорами о закате эпохи танков.
Сирийская кампания показала, что все обстоит несколько иначе. При адекватной модернизации и грамотном применении танки вполне жизнеспособны. Главное не преувеличивать их значение (это не вундервафля); понимать, что никакое оружие в современной войне не работает само по себе, а только в связке с другими средствами. Короче, нормально делай нормально будет.
Проблема танка не в его бесполезности, а в ограничениях. В городе плохой обзор, из-за чего он уязвим для ПТУР и гранатометов. Но эта слабость компенсировалась внешними наблюдателями. Танковым подразделениям (вплоть до роты! не говоря уже о бригадах и батальонах), придавалось все необходимое -- разведка, авиация, дальнобойная артиллерия. Танк не бросали на амбразуру вслепую. Сейчас коптер - глаза танка, если есть связь с экипажем. Криворучко клянется - есть...
Так что не стоит списывать танки со счетов. Они, как и прежде, остаются единственным средством, способным выйти на прямую наводку и сражаться с врагом в укреплениях. Нужно помочь ему. Учесть его ограничения, решить проблемы и компенсировать недостатки.
Как это сделать, думаю, уже понятно. Оснастить танковые подразделения тем, что им необходимо для самозащиты и эффективных действий.
Современная оргштатная структура устарела. Каждое подразделение должно иметь свои средства разведки (во всех диапазонах), а также возможности противодействовать разведке и огневому поражению противника. Это могут быть разные средства: от включения в состав танковых подразделений машин и комплексов РЭБ и ПВО до оснащения ими самих танков.
В 2015 году я писал о структуре взвода: современный механизированный, танковый или общевойсковой взвод, на мой взгляд, должен включать примерно следующее:
1. 23 основных танка
2. 12 машины поддержки танков (БМПТ или противопехотные танки, возможно БМП)
3. 1 машину или танк управления, связи и АСУ
4. 1 машину или танк ПВО и РЭБ
5. 1 разведывательный танк
6. По словам представителя УВЗ, возможно, 1 ракетно-артиллерийскую машину или танк
Все это очень приблизительно и дискуссионно, но принцип ясен: только полностью изменив концепцию формирования и оснащения подразделений, мы сможем перейти от подходов XX века к возможностям века XXI-го.
Тот же комплекс активной защиты Арена способен бороться с дронами, так как для него они не отличаются от обычных боеприпасов, но на танках его пока нет. И все же модернизация самой оргштатной структуры важнее.
Советская военная наука неслучайно называла современный бой не танковым, не пехотным и не каким-либо иным, а общевойсковым. Просто сегодня эта общевойсковость опустилась буквально до самого нижнего тактического звена взвода и роты. А танковый взвод должен быть универсальным и включать все необходимое для борьбы со всеми видами угроз.
Эпоха танков не кончилась. Кончился ХХ век, а с ним и устаревший подход к оснащению танковых дивизий.
Немцы отнюдь не идиоты. Их новая машина KF51 Panther оснащена рабочим местом оператора дронов-камикадзе, пусковой для разведывательного дрона и ударных БПЛА, при этом одновременно можно управлять четырьмя дронами. Как и в наших танках, они отказались от заряжающего, заменив его автоматом и уменьшив боезапас, считая это более важным преимуществом, чем лишние снаряды. Принцип ясен: современную выигрывает тот, кто адаптируется к новым условиям войны. Даже Северная Корея модернизирует наши старые Т-55 и Т-62, устанавливая дополнительные АГС, ПТУРы и зенитные комплексы.