Большой десантный корабль, основной транспорт морской пехоты СССР — множество разновидностей данных кораблей служило советскому морскому флоту и перешли по наследству постсоветским странам
Большой десантный корабль, основной транспорт морской пехоты СССР — множество разновидностей данных кораблей служило советскому морскому флоту и перешли по наследству постсоветским странам. Эти корабли - часть системного подхода, когда техника принимается на вооружение согласно доктрине, на основе которой и будет расписано все способы применения техники. Советские БДК служили двум целям – в мирное время перевозить военные грузы, в военное обеспечить переброс морской пехоты с танковым усилением (и речь идет не про плавающие Т-76, а полноценные танковые роты на Т-55) на берег противника. Один БДК – одна танковая рота. Таких кораблей планировалось много, а обеспечение успешности высадки обеспечивалось тем, что всё равно всё в ядерную труху. Для ЧФ и БФ доктрина предусматривали дополнительные средства переброса танков помимо БДК, но про это речь пойдет в следующий раз.
УДК же было продолжением американской концепции – США и британцы еще в ВМВ пришли к переоборудованию легких авианосцев для десантных операций и совмещению морского с воздушным десантным. Так что, когда ВМФ США стал развивать концепцию отдельных десантных кораблей-доков и отдельных вертолётоносцев, решено было совместить такой корабль конкретно для морской пехоты. В итоге да, УДК достаточно гигантский корабль и по стоимости как авианосец. Но это единая машина с единым командованием на борту, которая закрывает собой обширный спектр потребностей, где «создание берегового плацдарма» лишь одна из достижимых целей. Помимо этого, сам по себе УДК способен стать временной мобильной базой в любом порту, обеспечивать проведение операций по разведке и диверсиям, обозначить военное присутствие для поддержки союзника. Больше всего внимание уделялось именно операциям диверсии и разведке, но про это тоже потом сделаем отдельную публикацию. Важно здесь понимать то, что на основе крови и опыта всех десантных операций ВОВ, американцы пришли к тому, что успешной операция будет только после нахождения уязвимой точки, молниеносной высадки и проведенных до высадки заранее массированных диверсионных работ на коммуникациях и линиях снабжения врага. Враг не должен знать где именно будет атака, враг не должен узнать, что уже началась атака, враг, да узнав, где происходит атака, не должен суметь оперативно перебросить силы, пока десант не подготовит плацдарм к обороне – чем сильнее вы закошмарите инфраструктуру врага перед высадкой, тем лучше. Так вертолет стал лучшим другом десанта. Так что если в основе советского БДК лежит «танковый трюм с рампой», то УДК же это вертолетная палуба с доком.
В СССР в итоге тоже озадачились тем, что «весь мир в труху», пока не предвидится, а поддерживать союзников и проводить локальные операции тоже нужно, а вот БДК никаких задач кроме как сухогруза выполнять не способен. Говорить «чего у нас нет, того нам и не надо» не стали, а решили заняться постройкой кораблей проекта 1174, на которых уже присутствовал и доковая камера и ангар на четыре вертолета. Да, этот корабль всё еще уступал размерами американским УДК, но для СССР это был пробный шар и данный корабль был больше и функциональнее любого другого советского БДК.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ -> ссылка