Иногда задают вопрос: «а зачем нам отдельный род войск для морских десантов?», и неодобрительно кивают в сторону морской пехоты. Ведь можно просто мотострелков десантировать морским путем.
Причина в том, что уже пробовали. Учения и маневры 1960-х с провальными десантами мотострелковых частей на Каспийской флотилии и Тихоокеанском флоте были названы министром обороны Малиновским «сплошным безобразием» и «самотопами».
Продолжая тему больших десантных кораблей, мы отдельно говорили про то, что у двух советских флотов были свои изменения по десанту. на Балтийском и Черноморской ТВД в условиях близких (для флота) дистанций и необходимости стремительности атаки (а погрузка техники на корабль всегда очень длительный и шумный процесс, при этом еще никогда и не укладывается в срок), было принято решение разработать способы переброски десанта своими же силами.
К 1970-м годам на Балтийском и Черноморской ТВД были созданы специальные танковые части, отдельные танковые полки, способные совершать переходы морем на расстояние до 200 км, при этом входить и выходить в воду танки могут на необорудованном участке побережья, независимо от глубин.
Это танки Т-55Б и Т-62, которые переправлялись на специальном плавающем танкодесантном средстве - ПСТ-63М и ПСТ-64. В обычной обстановке ПСТ-64 перевозились на грузовиках ЗиЛ-157 и доставлялись к любому берегу с доступом к воде. В полку велась морская и элементы водолазной подготовки. В составе полка было 3 танковых батальона (по 3 роты танков в каждом и рота плавсредств) и разведрота (10 ПТ-76). Управление полка, мотострелковая десантная рота, зенитный и артиллерийский дивизион, инженерно-саперная и роты связи, ремонтная и рота подвоза, взвод РХБЗ, полковой медпункт.В каждом батальоне был водолазно-рейдовый бот, в танковой роте — катер БМК-150.
При этом плавающие БТР, БРДМ и ПТ-76 не могли преодолевать водные преграды свыше 100 км по ограничениям мореходности и запасов топлива. Поэтому мотострелки и саперы-водолазы распределялись по танкам и совершали переход на броне. Да, полк уходил в десант без тылов, имея 43 выстрела на танк, 2500 патронов на пулемет, 180 для автомата, 20 гранат и сухпай на пять суток. Вопросы снабжениям горючим, припасами и помощи раненым решались выделением отдельного корабля, типа БДК.
Да, конечно, десантироваться лучше с судна-ролкера, сопровождаемым судном река-море с тяжелым мостом или плавпричалами, но и внезапный рывок танков через 150 км воды (после ядерного удара) мог оказаться решающим.
То есть говоря о советском плане проведения десантной операции на Черном море – она планировалась именно танковой и именно сходу вступая в бой под прикрытием корабельной артиллерии, БДК же должны были выступать к захваченным плацдармам.