Ирано-израильский конфликт 2025 года: почему все началось? (Часть 5)
(предыдущая часть 4: ссылка)
#большой_текст #Ближний_Восток
Как мы уже говорили ранее, до 2024 года и Израиль, и Иран откровенно боялись прямого столкновения. Что же изменилось? В первую очередь, после 7 октября Израиль стал гораздо жестче реагировать на любые угрозы в свой адрес. Затем иранские «прокси» начали падать как костяшки домино: ХАМАС вовлек в войну «Хезболлу», которая была атакована Израилем и потеряла до 80% личного состава и две трети ракетного арсенала. После этого пал режим Асада, а израильтяне уничтожили большую часть средств ПВО Сирии, чтобы те не попали в руки джихадистов из Идлиба. В итоге система иранских прокси-сил на Ближнем Востоке рухнула.
Но здесь возникает другой вопрос: а почему Иран вообще угрожает Израилю? Есть две категории объяснений. Первые выглядят так: «доблестный Иран защищает мусульман от оккупации сионистским образованием» или «кровавый Хомейни хочет уничтожить первую демократию Ближнего Востока». Более реалистичное объяснение заключается в следующем: конфликт с Израилем — это своего рода элемент переговорной позиции в торге с США о признании и легитимизации новых иранских властей. Кроме того, внутри себя иранские элиты очень неоднородны, и между «муллами» и «погонами из КСИР» происходит постоянная борьба, но об этом позже.
В общем, после резни 7 октября Израиль стал действовать решительнее, а Иран постепенно лишился возможности отвечать Израилю руками «Хезболлы». В то же время успешная «пейджерная» операция (за нее дали премию в области безопасности Израиля), высокий уровень подготовки собственных ВВС и огромный объем разведывательной информации из Ирана породили у израильтян ощущение, что можно атаковать Иран без фатальных для страны последствий. К тому же собственно иранские ядерная и ракетная программы успешно развивались.
Параллельно с этим, переговоры по ядерной проблеме Ирана и США зашли в тупик, а время ультиматума Трампа истекало. Американцы не хотели ввязываться напрямую, но были готовы поддержать израильтян.
Согласно неофициальным сообщениям, глава МИД Израиля сказал своим коллегам, что к концу 2025 года Иран был готов получить 10 ядерных бомб и 2000 ракет. При этом ракеты представляли даже бльшую проблему: считалось, что ядерный удар по Израилю приведет к уничтожению Ирана. А вот с «обычной» баллистикой таких ограничений нет. При этом ущерб от попадания нескольких сотен баллистических ракет вполне сопоставим с атомной бомбой.
Ключевым здесь было количество пусковых установок (ПУ) для ракет, которое израильтяне недооценили: к концу войны оценку подняли до 460 штук, из которых осталось порядка 180. В итоге израильтяне недооценили и количество ПУ у противника, и эффективность собственных ВВС: предполагалось, что в результате конфликта в Израиле погибнут сотни людей (на улицах даже появились мобильные морги) — а оказалось «всего» 28.
В общем, «Моссад» решил, что наступил «момент истины» — скоро у Ирана будет столько ракет, что израильская ПРО с ними просто не справится. А значит, пора начинать войну, к которой готовилось несколько поколений израильских военных и которой они откровенно боялись.







































