Черноморский разведчик. Сегодня об одном из самолетов-разведчиков, кружащимся над Черным морем
Черноморский разведчик
Сегодня об одном из самолетов-разведчиков, кружащимся над Черным морем.
RC-135 принято считать самолетом ветераном Холодной войны, ведь введен в строй первый борт был еще в 1962 году. Однако с тех времен машина сильно изменила свои методы и средства работы, но выполняет всю ту же цель – разведку. Принадлежат самолеты организационно 55 авиакрылу США (Оффут, Небраска) и, с прошлого десятилетия, 51-й эскадрилье королевских ВВС (Уоддингтон, Линкольншир), откуда могут быть переброшены в любой уголок мира для выполнения задач.
Сама концепция самолета является модульной – то есть новый самолет разведки собирается на базе KC-135R и не требует изготовления специального фюзеляжа. Количество электроники, вырезов для антенн и система охлаждения не позволит просто на аэродроме пересобрать любой транспортник, каждую машину изначально долго готовят прежде, чем от тестовых полетов и обучения экипажа, машина поступит в армию. Но сама система позволяет переснаряжать борты нужной электроникой без отправки в родной цех – в том числе неизменен армейский подход снимать детали с одной машины для подготовки вылета другой. Дальность полета самолета установлен как 6500 километров. Учитывая сменный экипаж на борту и возможность дозаправки, самолет может находиться в воздухе до 72 часов, до полной отработки масла в двигателе. Обычные полеты идут до 16 часов. Базовый экипаж: три пилота, два штурмана, 14 операторов бортовой аппаратуры и четыре техника, три офицера РЭБ. На борту может быть до 30 человек. Есть даже повар-стюард в виде самого незанятого члена экипажа, духовка, два холодильника и микроволновка, чтоб экипаж полноценно питался во время вылета.
Разведчики между собой отличаются по задачам, есть машины, следящие за ядерной безопасностью и ракетными учениям, но мы остановимся на RC-135V/W Rivet Joint. Главное здесь бортовая техника — всевозможная радиоэлектронная аппаратура, предназначенная для обработки радиосигналов во всех диапазонах. Электроника обрабатывает все источники радиосигналов (системы ПВО, радары и радиосвязь, данные от бортовых РЛС и средств обнаружения) выводя их на карту, а офицеры-разведки (обычно со знанием 2-3 языков) обрабатывают переговоры противника в режиме реального времени. Заявлено, что электроники хватает для работы с вражескими голосами и сигналами на дистанциях до 900 километров. При этом обмен с коллегами по вооруженным силам США этими данными ведется по спутнику и в рамках тактических систем. Поскольку сразу пишутся координаты радиоизлучающих целей, есть возможность выдавать целеуказание в режиме реального времени для доразведки или уничтожения целей. В любом случае самолет встроен в единую систему передачи данных НАТО Link-16. С этой же системой работают и японцы, если вдруг речь идет о работе на Тихом океане.
Со стороны Крыма чаще всего летают британские борта - эти машины одни из самых новых, закуплены за 634 миллионов фунтов стерлинга за три самолета по ценам 2014-го года. Экипажи имеют достаточный опыт и не стоит сомневаться в их навыках. После перехвата разведчика истребителем Су-27 в 22-м году в нейтральном пространстве Черного моря, RC-135 стали летать в сопровождении истребителей стран НАТО.
Если RC-135 сравнивать с машинами находящимся на вооружении России – то это последняя модернизация разведчика Ил-20, который уступает в автономности и численности операторов на борту. Из самого современного это Ту-214Р, который и должен был стать аналогом RC-135 по наполнению и компоновке, на вооружении находится две машины.
Но главное здесь именно выстроенная система контроля над Черным морем со стороны сил НАТО, где RC-135 лишь одна из машин, а главное здесь оперативность передачи данных от сбора разведданных, до исполнения команд на земле.
Изображения:
1-2. Хорошо видны антенны на фюзеляже машины.
3. Внутреннее размещение операторов.
4-5. Вот так выглядели рабочие места операторов в 2006-м году.