В связи с вступлением в силу с 1 января с.г
В связи с вступлением в силу с 1 января с.г. изменений в ФЗ 149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части регистрации в специальном реестре Роскомнадзора каналов и групп в соц.сетях с более чем 10 000 подписчиков, коллеги завалили нас вопросами о том, как будет применяться новая норма и каковы санкции за неисполнение обязанности по регистрации.
Мы, конечно, не Роскомнадзор, но анализировать нормативные акты умеем, и поэтому решили поделиться своим авторитетным мнением по этому вопросу, при том что отнюдь не являемся сторонниками данной нормы и трезво понимаем все связанные с ее появлением риски:
1. Согласно п. 14. ч.1 ст.10.6 ФЗ-149, у государства в лице Роскомнадзора появилось право требовать от соц. сетей удалить доступ к группам и каналам с более чем 10 тыс подписчиков, если они не выполнили обязанность по регистрации в реестре.
Понятно, что руководство соц.сетей, того же ТГ, может и не принять во внимание такие требования - но рассчитывать на это не стоит: практика такого взаимодействия у РКН есть. Причем произойти все может довольно быстро, согласно названному пункту закона
"..соцсеть обязана: 14) в течение суток с момента получения соответствующего требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, ограничить доступ к персональной странице до выполнения создавшим ее пользователем социальной сети требований, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
Другое дело, что мы все-таки надеемся, что решения о включении в списки на удаление будут приниматься людьми, а не роботами, и эти люди будут учитывать риторику, общее содержание и направленность канала. Если наши надежды оправдаются, патриотические ресурсы или, скажем, военкоры могут и не попасть в эти списки, или, по крайней мере, не оказаться первыми в очереди на раздачу. Но это, увы, не точно, тем более что решать будут явно не только в РКН, но и, например, на Старой площади - так что лучше все-таки не искушать систему (при риски утечек мы и сами все понимаем и тихонечно материмся, но сейчас не про это)
2. Тот же ФЗ-149 вводит целый ряд оснований для того чтобы РКН исключил уже зарегистрированный ресурс из своего реестра. И среди таких оснований, увы, есть и репосты и цитирование незарегистрированных в РКН каналов, и сбор донатов на них (не путать со сборами на закупку Мавиков - речь только о донатах на содержание канала) или размещение их рекламных модулей, а равно размещение противоречащей закону информации (список большой, от призывов к массовым беспорядкам до фейков и оскорблений, см. в частности ст.15.1-- 153-1 ФЗ-149). Но в таком случае Роскомнадзор, по идее, должен предупредить участника реестра, например, направив ему требование об устранении нарушения (например удалить репост), а не сразу обращаться в соц.сеть с требованием об удалении доступа.
В общем, ничего хорошего от нового закона мы не ждем, но все же это еще не конец, и мы сами, со своими ресурсами, тоже решили пройти процедуру регистрации.