Решение суда Долина - Лурье: что скрыто в деле
В сеть утекло полное решение Хамовнического районного суда от 28.03.2025 года, оно было сохранено в силе после апелляции в сентябре.
Суд постановил: народная артистка Лариса Долина сохраняет право собственности на квартиру, проданную Полине Лурье под заблуждением мошенников.
Урезанное мотивированное решение доступно в карточке суда. У меня есть доступ к полному решению, а вот здесь (у "Злой собаки") можно посмотреть структурированный текст полного решения.
Коротко о моих убеждениях:
— Я верю, что есть такие доверчивые люди, которых ловят на крючок страха, критическое мышление просто отключается под сильным психологическим давлением.
— Я не верю в конспирологические версии о сговоре пенсионерок с судами или о намеренном выводе средств за рубеж (как в истории с 71-летней Ольгой Серовой, потерявшей 350 млн рублей и $800 тысяч).
— Я не верюв заговор застройщиков. Обывателям очень нравятся простые объяснения:
Это фейки от застройщиков! / Слухи о заморозке вкладов – это пиар-проект застройщиков! / Бабушки по всей стране под «крышей» прокуроров/судей.
Сюжет: спецоперация по продаже квартиры
Лариса Долина подала иск о признании договоров купли-продажи недействительными. Полина Лурье подала встречный иск о выселении. Суд удовлетворил иск Долиной, вернув ей право собственности.
В апреле-июле 2024 г. артистке звонили "сотрудники ФСБ", убедившие её продать квартиру и перевести средства на "безопасные счета" в рамках "спецоперации". Долина утверждала: ее воля была искажена, а сделка мнимая.
Суммарно мошенникам было передано почти 180 млн руб, из которых 106 млн — от продажи квартиры.
На суде Долина настаивала, что сделка совершена под влиянием существенного заблуждения (ст. 178 ГК РФ).
Экспертиза подтвердила, что Долина не могла понимать характер своих действий и оказывать сопротивление.
Факты и противоречия
Процесс продажи был многоступенчатым и осознанным (обычно это в пользу покупателя). Квартира изначально была выставлена за 130 млн руб, Долина лично показывала квартиру Лурье, обсуждала, какую мебель оставит, в итоге сторговались до 112 млн (из-за необходимости дорогого ремонта) — при условии наличного расчета.
Долина указывала на недобросовестность Лурье, которая приобрела квартиру по цене, существенно ниже рыночной, но ведь рыночная стоимость - это цена, за которую продавец готов продать, а покупатель купить вещь, ничего незаконного тут нет.
Основной договор был заключен спустя три недели после предварительного, в Альфа-Банке. Имеется запись камер банка, где запечатлена Долина и Лурье в кассе в момент выдачи и пересчета 111 млн, которые затем были помещены в индивидуальный банковский сейф.
Долина также утверждала, что Лурье — профессионал в сфере недвижимости, но она не является профессиональным риэлтором или специалистом по недвижимости, а просто зарегистрирована как ИП и сдаёт нежилое помещение в аренду.
Самый ДИКИЙ вывод
Суд не применил двустороннюю реституцию, т.е. не обязал Долину вернуть 112 млн рублей.
В решении отсутствует обязанность Долиной вернуть деньги, что противоречит принципу ст. 167 ГК РФ.
Суд лишь разъяснил покупателю право обратиться с иском о взыскании убытков к лицам, которые будут привлечены к уголовной ответственности (т.е., к мошенникам).
Он также указал, что «доказательств, безусловно свидетельствующих о возмездном характере заключенной сделки, в ходе рассмотрения дела не представлено».
В итоге Лурье стала, по сути, второй жертвой мошенничества, — осталась без квартиры и без денег. Ей придется инициировать новый, долгий процесс взыскания 112 млн рублей уже с Ларисы Долиной.
Впрочем, ждём кассации 27.11.25.





































