Несмотря на ожесточенные санкции, экономика России "сильно растет"
Несмотря на ожесточенные санкции, экономика России "сильно растет". Оказывается, что огромные расходы во время войны действительно подталкивают экономику, пишет The Economist.
Ожидается, что в этом году российский ВВП вырастет более чем на 3% в реальном выражении, что быстрее, чем у 95% более зажиточных стран.
"Экономика ускоряется. Безработица близка к рекордно низкому уровню, у рубля все хорошо. Правда, инфляция слишком высока - в июне цены выросли на 8,6% в годовом исчислении, что значительно выше целевого показателя центрального банка в 4%, но с ростом денежных доходов на 14% в годовом исчислении покупательная способность россиян быстро растет", - говорится в статье.
Для тех, кто скептически относится к официальной статистике РФ, издание приводит данные независимой социологической компании "Левада-центр", которые фиксируют рост потребительских настроений в России.
"Только один раз за последние три десятилетия настроения были лучше. Уверенность россиян в собственном финансовом положении, согласно официальным данным, недавно подскочила до рекордно высокого уровня. Они более склонны делать большие покупки, такие как машина или диван, а рестораны переполнены. В прошлом году россияне импортировали на 18% больше коньяка, чем в 2019 году, по нашей оценке, при этом на 80% увеличился импорт игристого вина. Сбербанк, крупнейшее финансовое учреждение России, отмечает, что в июне общие потребительские расходы выросли на 20% в годовом исчислении в номинальном выражении", - говорится в статье.
Последние данные "резко контрастируют с 2010-ми годами, когда объем производства и доходов росли медленно или вообще не росли".
Причём это не связано с ростом экспорта углеводородов, который в долларовом выражении год от года падает. Издание называет две причины роста. Первая – высокие госрасходы, в том числе на социальные выплаты военным. Вторая – высокие процентные ставки, которые привлекают инвесторов из "дружественных стран" и снижают цену на импорт. Одновременно российское правительство защитило реальный сектор экономики от "жёсткой" денежно-кредитной политики.