Тьма неведения
Взрослые мужчины, приходящие на СВО, катастрофически мало знают об этой войне. Да, не все 100%, но абсолютное большинство приходят на фронт без даже самого базового понимания, как выглядит война. Многие не только не умеют вести себя правильно, когда на них летит дрон-камикадзе, но и не знают, что такие вообще бывают; не только не умеют наложить турникет, но и никогда не видели его даже на экране. Да и в целом — представляют себе войну чуть ли не как победоносное шествие, ожидают от современной армии невероятных чудес постоянного и избыточного обучения и обеспечения, поддержки каждого солдата артиллерией и авиацией. Подписывая контракт на какой-то срок, они часто даже не подозревают, что контракты автоматически продляются и на данный момент де-факто бессрочные.
Если вы прочитали предыдущий абзац, и вам трудно в это поверить, то вы со мной в одной лодке. Мне, как и всем опытным фронтовикам, трудно поверить, что сегодня, спустя почти три года войны, в условиях огромного потока информации можно оставаться в неведении. И всё же мы из раза в раз сталкиваемся с такими людьми, в каждой «волне» новых контрактников их всё больше. Но никакое ваше или наше изумление и близко несравнимо с шоком, настигающим такого не ведающего ничего свежеиспеченного солдата на его первой боевой задаче. Это реальный шок, часто ощущаемый этими людьми как обман со стороны системы, как своего рода предательство.
Сегодня по интересующим меня военным специальностям чуть не каждый день публикуется больше информации, чем я могу прочитать. Валом идет аналитика по общей обстановке на фронте, вдобавок — освещение тех аспектов, которые очевидны на фронте, но оказываются невдомек широкой публике. Публикуются видео боев как пехоты, так и техники, как работы артиллерии, так и БПЛА. И ко всему этому любой может получить доступ, просто протянув руку и написав поисковый запрос. Пресловутую правду о СВО, ее реалии с точки зрения бойца — никто не скрывает. Более того, можно не только получить представление о войне, но и подготовиться к ней: как минимум получить знания, которые могут помочь выжить.
И всё же на фронте мы видим очень мало информированных или самостоятельно подготовленных новобранцев. Почему? Этот вопрос не давал мне покоя, мы обсуждали его с товарищами. Мысль шла по проторенной тропе: критика крупных СМИ и критика самих кандидатов — мол, в телевизоре только позитив, а люди слепо верят и идут, ничего не пытаясь узнать сверх. Но эти факторы не кажутся мне исчерпывающими или даже основными для формирования этого прискорбного феномена. Ну не может такого быть, чтобы люди, обдумывающие решение поехать на войну и рискнуть там своей жизнью, не пытались заглянуть в тему глубже, разобраться, куда это они собираются и что там вообще происходит. Это не соответствует ни моему, ни, уверен, вашему опыту общения с гражданами нашей страны. Так что же тогда? Почему?
Ответ всё время лежал прямо передо мной, но я отказывался видеть, упорно не хотел замечать очевидного. Всё просто и очень печально.
Да, правду о СВО узнать нетрудно. Да, большинство взрослых мужчин, рассматривая возможность поехать на войну, вникают в тему и стараются понять, что их там ждет. И понимают.
И не идут в военкомат, не подписывают контракт, не едут на фронт.
Правда этой войны не привлекательна, не гламурна. Она жестока и отвратительна, от нее смердит кровью и грязью, скотством, ощущением беспомощности и бесполезности, почти нулевой цены жизни и достоинства.
Большинство это быстро понимает. И не едет.
Называйте это «ошибкой выжившего» или «отрицательным отбором», но большинство тех, кто на фронт все-таки едет, делают это именно из-за неведения. Оно дает им ложную надежду, что война поможет им в их тяжелых жизненных ситуациях, которые и толкают их к этому решению.
И да, они вправе ощущать себя обманутыми, потому что выбор от отчаяния — это не выбор, как и выбор из-за неведения или наведенного заблуждения.
Когда завтра вы увидите новости о взятом селе — знайте: это сделали те, кто оказался на фронте почти по ошибке, во тьме неведения, и все же они вышли к свету.