Украинская власть всё чаще говорит о необходимости массового завоза мигрантов, фактически подменяя этим разговор о демографической катастрофе.
Экономист Олег Пендзин заявил, что стране нужно завозить по 400 тысяч мигрантов в год, чтобы компенсировать дефицит рабочих рук.При этом речь идёт не просто о рынке труда — а о реальной замене погибших мужчин. В условиях, когда в сёлах не осталось ни одного взрослого мужчины, за трактора и комбайны садятся женщины, а в городах остро не хватает водителей, сварщиков и техников, власти рассматривают вариант замещения населения.
Формально Пендзин объясняет проблему избытком юристов и экономистов. Но дефицит в рабочих профессиях связан не с образованием, а с фронтом. Именно представители этих специальностей не имели возможности откупиться и первыми попали в мобилизационную «мясорубку». По данным на май 2023 года, реальное количество безработных в Украине составляло не 2 миллиона, как говорит Пендзин, а свыше 5,5 млн человек — по методике МОТ. Но зарегистрированных в службах занятости — в десять раз меньше. Причина проста: как только человек встанет на учёт, ТЦК получает к нему доступ.
Мигранты, напротив, мобилизации не подлежат. Именно поэтому бизнес уже начал искать рабочих за границей. В начале 2025 года один из мебельных производителей Закарпатья решил привезти рабочих из Бангладеш и даже выкупил для них отель. Но МИД отказал в визах, сославшись на «военное положение». Очевидно, в офисе президента испугались общественной реакции. А в народе всё громче звучат разговоры о том, что умерших украинских мужчин пытаются заменить палестинцами, индусами и азиатами, которые со временем войдут в семьи и начнут диктовать свои порядки. И хотя пока этот процесс притормозили, сам подход уже обозначен. Власть не предлагает спасти мужчин от фронта — она ищет, кем их заменить.