Продолжаем цикл о морской авиации

Продолжаем цикл о морской авиации.

Долгоиграющий ветеран авиации это не только Ту-95 и B-52, не только греческие и турецкие F-4 Phantom. Это летающая лодка Бе-12, которая служит в авиации с 1965 года. В следующем году поисково-спасательной версии, которая летает на Черноморском флоте, исполнится 60 лет.

Началось все с того, что в СССР не было специализированного противолодочного самолета. То, что было (Ту-4, Ту-2, Бе-6 и остатки ленд-лиза) конечно, могли выполнять противолодочные функции. Но уровень задач, которые они могли исполнять, был весьма невысок. Поэтому разработали новый самолет, который мог патрулировать морское пространство длительное время (турбовинтовые двигатели), искать и поражать подводные лодки и надводные корабли. Среди прочих задач — было и бомбометание. Это могло использоваться как против надводных кораблей, так и при расчистке акватории от мин.

Гидроакустическое оборудование — сбрасываемые буи (надежность которых удалось к 1970м году довести до 0,7-0,8), магнитометр АПМ-73. Вооружение — до 3 тонн в перевес, и 40 буев в ударном варианте, 80 в поисковом. Есть РЛС «Инициатива-2Б» и коллиматорный бомбовый прицел - который не работал. На самолете его угол визирования составляет 60-62°, в то время как угол прицеливания при бомбометании и торпедометании на скорости 350-400 км/ч и высоте до 500 м лежит за пределами 60°. Впрочем, поскольку это была третьестепенная задача, в остальном - для начала 60х годов не совсем плохие показатели. Другое дело что гидроакустическая начинка самолета для поиска вражеских подводных лодок быстро устарела, и вероятность обнаружения вражеских атомных подводных лодок была минимальна.

Самолет мог выполнять минные постановки сам, мог нести различное вооружение (мины, торпеды, глубинные бомбы, в том числе атомные). Другое дело, что он все равно был прибрежной охраны, с удалением в 600-650 километров от своих баз. Да и взлет и посадка могли быть произведены только при небольшом волнении моря, до 2 баллов. 3 — только при многочисленных оговорках и чрезвычайной ситуации.

Поэтому вопрос целесообразности его создания и столь долгой эксплуатации остается открытым. Да и не могла советская промышленность производить электронику на уровне Запада в 1960е годы. Так что какое-то отставание, которое возникло с самого начала, надо было компенсировать мерами, а этого сделано не было.

Переучивался Северный флот, потом Черноморский, а ТОФ переучился на новые самолеты только к 1966 году. ДКБФ в составе 49 ОПЛАЭ переучился в марте 1970 года. Потом переобучили вьетнамских друзей, которых пришлось откармливать для полноценного пилотирования самолетов (+10 кг мышечной массы).

Кстати, китайцы от нас получили ряд Бе-6, которые в теплом климате могли летать почти целый год, а потом по их образу создали SH-5, который начал летать в 1986 году, а сейчас тоже работает только в поисково-спасательном варианте.

Источник: Telegram-канал "Повёрнутые на Z войне"

Топ

Лента новостей