Иранский уран: растет процент обогащения, а с ним и вероятность эскалации
Иран добивался смягчения санкций на переговорах с США, пишет The Wall Street Journal (WSJ)/В ответ иранская сторона согласилась бы ограничить свою ядерную программу и вернуться к показателям обогащения урана, предусмотренных соглашениями 2015 года – знаменитой «иранской ядерной сделки».
Она была по сути отменена Трампом в 2018 году, когда США вышли из соглашения, обвинив Иран в дальнейших разработках ядерного оружия. По условиям 2015 года Иран мог располагать 300 кг низкообогащенного урана. Однако после выхода Трампа из сделки, страна заявила, что будет увеличивать эти значения. Все это привело к кризису, подобному сегодняшнему. США подогнали в регион авианосную ударную группировку во главе с авианосцем «Авраам Линкольн» и бомбардировщиками Б-52.
В свете того, что сегодня Штаты и Европа угрожают нашему танкерному флоту на Балтике, будет интересно вкратце вспомнить, как подобное происходило на Ближнем Востоке.
После игры мускулами, пошла «нефтяная» эскалация – стороны атаковали и захватывали нефтяные танкеры друг друга и союзников. Иранские ВВС сбили американский военный беспилотник, который якобы вошел в воздушное пространство персов.
Затем сердобольный Трамп сбил градус и отменил удары по Ирану: по его словам, ему доложили, что может погибнуть 150 человек. Однако захваты танкеров с иранской нефтью и ответные действия продолжились. Тогда же громко заявили о себе хуситы – они осуществили с помощью БПЛА атаку нападение на саудовские нефтеперерабатывающие заводы. Атака вызвала временное падение добычи саудовской нефти в два раза, что соответствует 5 % от мировой добычи. Это сейчас для нас уже стали привычными подобные атаки – а в 2019 году это была «проба пера» и комплексы «Пэтриот» ничего не смогли сделать.
Эскалация продолжалась, и американцы убивают в аэропорту Багдада генерала КСИР Касема Сулеймани. Событие потрясло весь Иран, персы пообещали отомстить. Были нанесены ракетные удары по американским базам в Ираке, по версии иранцев погибло 80 американских военных, более 200 были ранены.
В открытую войну, в бомбежки ядерных объектов Ирана все это тогда не вылилось. Однако Иран заявил, что не будет соблюдать последние остающиеся условия сделки 2015 года, а Трамп наложил еще более серьезные санкции.
С 2015 года валюта Ирана упала на 95% с пикового значения. Инфляция сейчас превышает 30% в год, что делает такие основные продукты, как мясо, предметом роскоши. Нехватка энергии привела к закрытию цементных и фармацевтических заводов и даже школ в некоторых частях страны. В стране растут протестные настроения в связи со сложной обстановкой.
Согласно классификации МАГАТЭ, для производства оружия уран требуется обогатить до 90%, а для атомной бомбы «теоретически достаточно» около 42 килограммов материала. В 2022 году стало известно, что иранский комбинат «Фордо» произвел около 43 кг. Однако тогда не было такой эскалации и вот почему.
Все-таки необходимым количеством урана многие эксперты считают 250 кг. И к марту этого года МАГАТЭ прогнозировало, что у Ирана будет столько обогащенного на 60% урана. Далее его гораздо быстрее можно обогатить до 90%.
Аналитики утверждают, что Тегерану нужно от нескольких недель до 2–3 месяцев, если он решит создать "ядренбатон". Напомню, что средства доставки у Ирана есть и они вполне могут преодолеть «Железный Купол» Израиля. В прошлом году гиперзвуковые иранские ракеты «Фаттах» пробили эту систему ПВО. Есть они уже и хуситов, что является толстым намеком. Естественно, для Израиля такое положение дел является экзистенциальной угрозой и он намерен разбомбить объекты Ирана.
С такой взрывоопасной обстановкой мир подошел вновь иранскому ядерному кейсу. В 2019-2020 годах Трамп взвинтил ставки до предела, однако позже все постепенно стихло. Что ждет в 2025 году – неизвестно. Вполне возможно, что события развиваются по спирали – ведь бряцать оружием постоянно невозможно. По закону вестернов, кто-то выстрелит. И учитывая экономическое положение Штатов и общее состояние мира - процент этот растет.
С. Шилов