Как санкции против Ирана стали катализатором протестов (часть 4). Что Иран может и мог бы сделать?

Как санкции против Ирана стали катализатором протестов (часть 4). Что Иран может и мог бы сделать?

Как санкции против Ирана стали катализатором протестов (часть 4). Что Иран может и мог бы сделать?

#большой_текст

#Ближний_Восток

Первая часть: ссылка

Вторая часть: ссылка

Третья часть: ссылка

Главная проблема Ирана — не столько в санкциях, сколько в катастрофической нехватке управленческих кадров, помноженной на политизированность и упрямство руководства. Если бы Иран хотел строить разумную автаркию, то у него не было бы таких проблем — экономика бы росла, но медленно. Но иранские лидеры пошли по другому пути.

Водную проблему (и, как следствие, проблему дефицита продовольствия) много раз пытались решить — но каждый раз вместо прокладки труб за миллионы строили бесполезные плотины за миллиарды. Самый безумный пример — плотина Верхний Готванд на реке Карун. Хотели получить 4250 ГВт·ч электроэнергии в год, получили буквально гигантское озеро с соленой водой вместо пресной реки (соленость воды в 5.5 раз выше, чем в Персидском заливе) и катастрофу в сельскохозяйственных регионах ниже по течению. Причем о проблемах предупреждали... сами иранские ученые. Но кто их слушает, когда КСИР зарабатывает миллиарды на строительстве.

При этом около 30% питьевой воды страна теряет из-за изношенности водопроводных сетей. Казалось бы, решение есть: в самом Иране считали, что ремонт сетей в крупных городах обойдется в $2-3 млрд, еще ~$5-7 млрд можно потратить на капельное орошение, и вот страна перестает терять до 10 млрд кубометров воды ежегодно. Для сравнения: плотина Готванд стоила ~$3.86 млрд и превратила пресную реку в соленое озеро.

Следующий парадокс — сельское хозяйство. Иран импортирует кукурузу, рис и пшеницу, но экспортирует... фисташки, финики и фрукты. Иран вкладывает огромные деньги в субсидии пшеницы (чтобы не импортировать ее), снова пытаясь победить природу и здравый смысл, но даже при "самодостаточности" страна продолжает импортировать 23% потребления пшеницы. Все это приводит к тому, что местные аграрии бурят множество скважин в разных местах и буквально выкачивают водоносные пласты. В конце концов, вода заканчивается, земля проседает на 30 см в год, инфраструктура разрушается.

По большому счету, самый страшный удар по Ирану нанесли не санкции, а собственные попытки победить собственную природу, географию и законы физики. Даже огромные расходы на ядерную и ракетную программы не нанесли стране такой ущерб, как попытка строить мега-проекты. Неожиданно, но факт — законы физики снова победили. И если нынешние иранские власти хотят дотянуть хотя бы до 2030 года, им точно нужно что-то менять. Даже если они смогут сбить все американские ракеты — с водой такой фокус точно не прокатит.

Источник: Telegram-канал "Повёрнутые на Z войне"

Топ

Лента новостей